Егоров Вадим Владимирович родился в г. Свердловске. Окончил в 1980 Уральский гос. университет им. Горького. С 1981 г. работает в Свердловском Институте народного хозяйства, реорганизованного в дальнейшем в Уральский гос. экономический университет. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию, с 1988 г. - доцент кафедры философии. В 2003 г. защитил докт. диссертацию "Наглядные образы в формировании менталитета общества" и получил ученую степень доктора философских наук. В 2004 г. стал профессором кафедры философии, а затем заведущим кафедрой философии УрГЭУ. С 2004 г. - Действительный член (академик) Российской Академии социальных наук, а с 2005 г. - член Европейской Академии естествознания. В 2005 г. избран член-корреспондентом Российской Академии естествознания,а в 2008 г. -академиком РАЕ. С 2007 г. - заслуженный деятель науки и образования РАЕ. Награжден в 2005г. медалью имени М.А. Шолохова. В мае 2008 г. награжден Золотой медалью имени В.И. Вернадского.
Егоров В.В. - автор монографий: "Наглядные образы в менталитете общества". Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2000; "Наглядные образы, как культурный феномен общественной жизни". Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2002; "Свободное время и современность". Москва: ИНИОН, 1987, а также коллективных монографий: "Культура досуга". Киев: Изд-во Киевск. Ун-та, 1990. "Философия, вера, духовность". Книга IV. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005. " Современное предпринимательство". кн. XIX. Воронеж, 2008. Автор многих статей по проблемам наглядных образов культуры, менталитета общества, творчества, свободного времени личности и общества, по проблемам взаимоотношения культуры и политики. Участник многих международных, всесоюзных, всероссийских и региональных научных конференций.

E-mail: philos@usue.ru

Egorov V. V.Ekaterinburg
ЕГОРОВ В.В. г. Екатеринбург

НАГЛЯДНЫЙ ОБРАЗ – АРХЕТИП – МИРОВОЗЗРЕНИЕ


В процессе формирования той или иной модели мировосприятия как ступени мировоззрения современного социального субъекта возрастает роль наглядных медийных и художественных образов, как и непосредственных обликов предметно – пространственной среды. В эру телевидения и видео мир поистине обретает «визуальное измерение». Однако культура и сама «панорама» жизни и прежде обладали большой впечатляющей силой, открываясь людям в виде зримых «телесным» и «духовным» взором образов.
Наглядно- чувственные образы культуры, с нашей точки зрения, способны не просто нести в себе сюжетно-тематическую, событийную информацию, но могут и (усваиваясь аудиторией, обретая ее симпатии) оказывать влияние на сам стиль, алгоритм жизнечувствования аудитории. Говоря фигурально, можно утверждать, что своего рода живопись образа влияет здесь на пластику чувствования воспринимающего субъекта, нередко развивая и изменяя ее. В этом отношении проблематика наглядного, чувтственно-окрашенного образа ждет своих дальнейших исследований.
Мировоззрение субъекта в процессе своего функционирования имеет некие опорные, базовые образы. В свое время К.Г. Юнгом такой опорой признавались возникающие в архаические времена архетипы. Эти «первообразы» вносят упорядочивающий и связующий смысл во внутренние духовные восприятия, являющиеся людям изначально вне порядка и связи. Согласно юнговской позиции, и прирожденный первообраз есть величина, переживающая все времена, стоящая выше любых смен явлений, существующая до индивидуального опыта и по силе воздействия возвышающаяся над ним. Нельзя, считаем, согласится, что образам – архетипам присущи безвременность и транстерриториальность, что они существуют «помимо исторической традиции и миграции».
«Вечные» образы как таковые возникают в арсенале человечества из наиболее сильных, впечатляющих явлений жизни и культуры определенных народов и эпох, из наиболее заметных духовных устремлений. Временное – не всегда враг вечного, иногда оно является первооткрывателем вечного, его оранжировщиком для новых поколений. В таящихся в глубинах человеческого подсознания образах конкретные черты уступили место обобщенности. Но при необходимости, в определенных обстоятельствах новый, более отчетливый и конкретный образ способен побуждать к динамике мир былых абстракций, выводя их из забытья, наполнять собой новую предметно- практическую реальность.
Даже в некоем «полуспящем» состоянии глубинные образы играют, с нашей точки зрения, роль реальных координаторов мировоззрения в деле отторжения и усвоения текущей информации. Как своего рода помощники и стражи, бледные тени и растревоженные яркие видения, эти образы иногда уже на «дальних подступах» оформляют мировидение, мироотношение субъекта. И «сверяясь с вечным», мировоззрение людей в определенный исторический период получает шансы обрести дополнительную прочность. С этим связано и открытие «нетленных форм» в художественной культуре общества.
Однако право на существование в вековой памяти народов, обществ обретают и образы сопротивления несовершенству и несправедливости, чертам порочности окружающего мира. Эти образы сопротивления жестокой реальности несломленный человеческий дух использует как компенсаторы и факторы спасения. В них аккумулируются и силы субъекта в объективной победе над гнетом внешних обстоятельств. Развертывание во внутреннем мире социального субъекта данных образов обобщает и фильтрует внешний мир, направляет усилия субъекта на его преображение и изменения.
Образ как синтез того вечного, что могут привнести в мировую историю и культуру те или иные народы эпохи и т.д., имеет, по нашему убеждению, несравненно большую определенность пространственно - временного плана, нежели это отмечается в юнговской теории архетипов. Тем не менее, отталкиваясь от данных положений, развивая их, мы считаем, что вошедшие в глубины души коллективного социального субъекта образы способны налагать на отражение субъектом мира свой неизгладимый отпечаток. Утвердившиеся в подсознании, психике людей и воздействуя на сознание образы, ведут модель мировосприятия за собой.

Егоров В.В. Наглядный образ - архетип - мировоззрение// Мировоззрение как социокультурный феномен. Материалы Всерос.науч. конф."Мировоззрение и культура". Екатеринбург:УрГУ,2002.
С.9-II.